Что нужно знать, прежде чем приступить к дизайну

Любой крупный проект имеет несколько стадий разработки. Перед тем, как дизайнер приступает к творческому этапу — созданию макетов, он должен иметь исчерпывающую информацию о проекте. В этой статье мы расскажем о том, что именно требуется знать дизайнеру для успешной реализации своего этапа.

Заполненный бриф от клиента

Менеджер проекта должен сориентировать дизайнера, что именно хочет получить клиент. Конечно, дизайн делается не для заказчика, а для пользователей, однако без утверждения клиента проект никогда не запустится. Все пожелания заказчика станут понятны после заполнения специального брифа-опросника. В нем обязательно должны присутствовать следующие пункты:

  • Сайты-референсы. Здесь клиент указывает ссылки на те сайты, которые он считает привлекательными с эстетической точки зрения: стильные иконки, оттенки цветов, порядок блоков, понятная навигация и так далее.
  • Информация о фирменном стиле компании (если он имеется) — здесь речь идет о гайдлайне. Благодаря ему дизайнер уже будет знать какие шрифты и цвета нужно использовать. Очень важно, чтобы сайт не выходил за рамки фирменного стиля. Кроме того, в гайдлайне указаны правила работы с логотипом. Например, у логотипа может быть не одна версия, а две — полная и более компактная. Если на сайте предвидится фиксирование шапки при скролле страницы, упрощенная версия логотипа может пригодится — шапка уменьшится по высоте при скролле, и логотип будет заменен на компактную версию.
  • Информация о целевой аудитории. Кто именно целевая аудитория ресурса: молодые студенты, специалисты из крупных городов-миллионников или пожилые люди? Эти данные помогут дизайнеру выбрать стилистику проекта. Возможно, что они будут накладывать некоторые ограничения на интерфейс или подтолкнут участников проекта на создание дополнительного функционала. Например, если проект будет создаваться для пожилых пользователей, не лишним будет продумать версию для слабовидящих.
  • Ссылки на сайты конкурентов. Наша цель — сделать лучше, чем у них.
  • Конкурентные преимущества. Эта информация очень важна — вполне вероятно, что именно она станет решающим фактором, который склонит пользователя к покупке товара или получения услуги именно на сайте клиента, а не у конкурента. Она должна привлекать внимание, быть акцентной и легко доступной для юзера.
  • Ссылка на контент для сайта. Очень часто клиент говорит: «Вы сначала нарисуйте, а заполнять сайт контентом будем потом». Это абсолютно неверный подход: «рыба» (произвольный текст) вставляется в текстовые блоки, которые могут не соответствовать реальному размеру будущих текстов. К тому же всем известно, что пользователям лень читать полотна текста, гораздо лучше оформить его инфографикой, разбавляя изображениями или иллюстрациями. Графику невозможно подготовить без контента — согласитесь, сложно отрисовать иконки, не зная, какую смысловую нагрузку они будут нести. В идеале клиент должен предоставить готовые тексты для каждого раздела. Качественно подготовленный контент влияет на дизайн. В том случае, если клиент не может создать тексты на своей стороне, можно предложить ему воспользоваться услугой копирайтера.

ТЗ — не только для разработчиков

Техническое задание — важнейший документ, который используют как разработчики, так и дизайнеры. Из него UX-дизайнер извлекает нужную информацию для создания прототипов. Все описанные действия, совершаемые пользователем, перерождаются в элементы интерфейса, а затем в готовый прототип. Важнейшая часть — структура ресурса, которая также описана в ТЗ: разделы, навигация, меню и т.д. Кроме того, в нем чаще всего указана информация о предпочитаемой цветовой гамме и шрифтах.

Путь к утверждению дизайн-макетов

Попасть точно в цель и сразу получить от клиента утверждение макетов не так-то просто. Самым правильным решением будет сначала разработать дизайн главной страницы, внести все правки от клиента, а после согласования главной приступить к другим страницам по мере важности. Важно донести до клиента, что внесение правок на этапе дизайна намного проще, чем на этапе разработки перед самым запуском.

Следует помнить о необходимости этапа, идущего перед дизайном — прототипировании. Когда у дизайнера есть готовый «каркас» сайта, утвержденный клиентом, он может сосредоточиться на творческой части, уже не задумываясь о юзабилити, проработанном в прототипе.