SMM-менеджер — in house или outsource?
Не может стать успешным бренд, который не представлен в социальных сетях. SMM сегодня — закономерная необходимость, но найти хорошего специалиста в этой области непросто. Главный вопрос — кого выбрать, штатного сотрудника, фрилансера или SMM-агентство на аутосорсе? Сейчас мы подробно рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта.
Штатный SMM-специалист
В каком случае штатный специалист — оптимальный вариант:
- Когда бюджет ограничен. Свой SMM-специалист дешевле, чем агентство или фрилансер. В среднем по регионам заработная плата SMM-специалиста в штате составляет до 30 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге до 50 тысяч в месяц.
- Когда много задач. Как правило, даже самые простые задачи, например, ведение блога, требуют совместных усилий нескольких специалистов — копирайтера, SMM-щика, контент-менеджера, дизайнера, таргетолога. Гораздо проще, когда все они находятся в одном помещении. Выложить же свежий фото отчет быстрее самому, чем пересылать его удаленному специалисту.
- Когда планируете расширение. Крупные бренды имеют собственные SMM-отделы, и для них это плюс. Команда, которая взаимодействует напрямую друг с другом и с другими отделами, работает быстрее и эффективнее. Кроме того, в случае ЧП вы самостоятельно решаете проблему, а не будете ждать ответа от агентства.
- Когда специфика бизнеса требует глубокого внедрения. Штатный сотрудник очевидно лучше разбирается в бренде, чем специалист на аутсорсе, поэтому он быстрее решает узконаправленные задачи и эффективнее действует в чрезвычайных ситуациях.
Плюсы штатного SMM-специалиста:
- всегда под рукой;
- дешевле, чем агентство;
- разбирается в теме;
- быстро решает проблемы.
Минусы специалиста в штате:
- Расфокусировка. Зачастую (особенно в небольших компаниях) один специалист решает сразу несколько задач. Некоторые из этих задач могут быть совсем не по его профилю, например, он ведет и блог, и соцсети, и еще выполняет функции дизайнера. Это существенно снижает скорость, эффективность и, как следствие, результативность работы по всему SMM-направлению.
- Дополнительные траты. Штатный SMM-щик действительно дешевле в плане заработной платы, но это не единственное, что ему нужно. Необходимо отдельное рабочее место, техническое оснащения, соцпакет. Плюс может потребоваться обучение и в дальнейшем повышение квалификации. В итоге собственный специалист может вам дорого обойтись.
- Требует компетентного контроля. Если вы сами будучи владельцем бизнеса не разбираетесь в SMM, то вам потребуется человек, который сможет реально оценивать результаты работы штатного SMM-специалиста. Без компетенции в этой области невозможно увидеть эффективность рекламных активностей.
Для развивающегося малого и среднего бизнеса оптимально в первые несколько месяцев работать с SMM-агентствами, чтобы сформировать и закрепить базис, обозначить основные векторы развития, создать качественное представительство на онлайновых площадках. Параллельно можно начать искать специалиста в штат, а потом за дополнительную плату заказать его обучение в том же самом агентстве. В итоге штатный специалист будет четко понимать специфику вашего продукта и быстро вольется в текущие бизнес-процессы.

SMM-агентство на аутсорсе
Когда выгоднее обратиться в агенство:
- Когда нужен результат. SMM-агентство — это не один специалист, а целая команда, в портфолио которой множество успешно реализованных кейсов. Они знают как быстрее и эффективнее решить вашу проблему. Кроме того, вы заключаете договор, который обязует агентство качественно выполнить работу.
- Когда требуется автономность SMM-направления. Агентство на аутсорсе снимает с вас лишнюю нагрузку, потому что может действовать самостоятельно. Вам не нужно разбираться в SMM и контролировать специалистов, это делает project-менеджер агентства, а вы будете только получать отчеты.
- Когда нужно делегировать полномочия. Зачастую даже в том случае, если у вас свой SMM-щик в штате, который давно и успешно занимается соцсетями, выгоднее нанять таргетолога со стороны. Агентство в этом случае быстро и качественно проведет рекламную кампанию, а ваш сотрудник не будет отвлекаться от своих основных обязанностей.
Плюсы SMM-агентства:
- большой опыт и квалификация;
- нацеленность на результат;
- может решать любые задачи;
- не требует контроля.
Минусы SMM на аутсорсе:
- Цена выше, чем для штатного сотрудника. В среднем, комплексные услуги с разработкой бизнес-стратегии стоят 60-80 тысяч, а решение конкретных задач (например, проведение акции) обойдется в 20-30 тысяч. Свой сотрудник в любом случае получает только оклад, поэтому представителям малого бизнеса нанимать агентство весьма затратно.
- Агентство не знает бренд изнутри. Нужно четко понимать, что вы не единственный клиент этого SMM-агентства, и оно физически не может позволить себе глубоко и скрупулезно вникать в бизнес каждого клиента. Это значит, что специфические вопросы штатный сотрудник решит быстрее и эффективнее, потому что он работает ТОЛЬКО на вас.
- Нужно время, чтобы оценить рентабельность сотрудничества. Наем SMM-агентства вопрос не одного дня. Агентству может потребоваться неделя и даже больше, чтобы изучить ваш бизнес и поставленную задачу, а вам за это время нужно понять, готовы ли вы доверять сторонним специалистам конфиденциальную информацию и насколько такое сотрудничество будет продуктивным.
Оптимальным вариантом выглядит комбинация SMM-агентства и диджитал-менеджера. Агентство будет генерировать релевантный контент, а менеджер следить за исполнением стратегии. По сути это буферная зона между глубоким знанием специфики бренда и комплексной SMM-экспертизой.

Работа с фрилансером
Когда специалист на фрилансе выгоднее:
- Когда хочется сэкономить. Услуги фрилансера закономерно ниже, чем прайс любого агентства. В среднем за один проект (включая рекламу и ведение блога в соцсети) фрилансер возьмет 15-20 тысяч, это самый бюджетный вариант.
- Когда у вас разовая задача. Небольшие разовые заказы фрилансеры выполняют быстрее. Кроме того, у фрилансера работа обычно не строится по четкому графику, поэтому в отличие от агентства он оперативно реагирует на срочные задачи.
- Когда вы только начинаете работать по SMM-направлению. Фрилансеры как правило обладают знаниями из всех областей SMM: они могут заниматься блогами, таргетингом, контентом и порой даже дизайном. Это удобно, если своего SMM-специалиста у вас нет, а нанимать агентство слишком дорого.
Плюсы фрилансера
- минимальные вложения;
- универсальный специалист;
- быстро решает одиночные задачи.
Минусы работы с фрилансером
- Трудности с выплатами. Фрилансеры редко имеют ИП, поэтому приходится придумывать альтернативные варианты оплаты, чтобы не возникало проблем с налоговой отчетностью.
- Нет гарантий качества. Несмотря на то, что фрилансеры довольно быстро набирают себе внушительное портфолио, вполне возможно, что это чужие кейсы. Кроме того, для облегчения работы одиночки часто «балуются» накруткой, ведь в отчетах вы не увидите, что это боты, а не живые подписчики.
- Риск не получить вообще никаких услуг. Собственный специалист всегда на виду, а SMM-агентство заботится о своем имидже. Фрилансер же может пропасть в любой момент без объяснения причин, если он уже взял предоплату, никто не вернет вам потерянное время и средства.
Фрилансеры — это самое простое, дешевое и универсальное решение для малого бизнеса. Если такой специалист ведет два-три проекта, то проблем, как правило, не возникает. Если же проектов у него больше, вероятность ошибок увеличивается, а качество работы закономерно снижается.
Выводы
- Штатный SMM-специалист всегда лучше разбирается в бизнес-процессах, он досконально знает продукт и может оперативно реагировать на чрезвычайные задачи. Однако из-за разноплановой нагрузки эффективность работы такого сотрудника снижается, кроме того — обязательно нужен компетентный контроль.
- SMM-агентство — это целая команда опытных профессионалов, нацеленных на результат. Они эффективно решают любые задачи, но им нужно время, чтобы вникнуть в ваши бизнес-процессы. При этом не стоит ждать от специалистов на аутсорсе глубокого понимания специфики вашей компании. По финансам это самый дорогой вариант.
- Фрилансер мобильнее агентства и дешевле штатного специалиста, он может эффективно решать чрезвычайные задачи, но с таким «волком-одиночкой» могут возникать трудности по поводу выплат, нет гарантий качества работы и всегда есть риск, что исполнитель неожиданно пропадет.
Нельзя однозначно сказать, какой вариант лучше — свой сотрудник, SMM-агентство или фрилансер. Каждый из них оптимален в своей ситуации, все зависит от задачи, бюджета и прочих факторов. Здесь важнее понимать, что нельзя получить объективно высокий результат быстро и с минимальными вложениями. Все, что выполняется качественно, стоит дорого и требует времени на реализацию.